С Праздником Вас! С Днем Северного Флота!
1 июня - официальный день рождения Краснознаменного
Северного флота. Этот день установлен приказом главкома ВМФ РФ от 15 июля 1996
года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по
специальности".
1 июня 1933 года была сформирована Северная военная флотилия.
Местом ее базирования определен город Мурманск.
Но история Северного флота гораздо старше 81 года. Первые
боевые корабли появились на севере России, в городе Архангельске еще в 1693
году. По указанию Петра Первого там была заложена Соломбальская верфь. Однако,
все построенные корабли уходили на Балтику, и военный флот на Севере тогда не был
сформирован.
Но уже в 1740 г. на Севере было создано первое соединение
боевых кораблей. Созданная флотилия осуществляла защиту наших рубежей от
шведского флота.
Следующей вехой в истории Северного флота стала Первая
Мировая война. Для защиты наших караванов была создана флотилия Северного
Ледовитого океана. Флотилия просуществовала до марта 1920 г.
1 марта 1920 года создается Беломорская военная флотилия, которая
уже в апреле 1920 года преобразуется в Морские силы Северного моря.
Из-за сложного экономического положения, Советским
правительством было принято решение о расформировании Морских сил Северного моря,
и с мая 1922 года наш Север остался опять без военного флота.
И только через 11 лет, в 1933 году в Кольский залив прибыли
боевые корабли. По указанию наркома обороны СССР, с Балтики на север были
отправлены эсминцы "Урицкий" и "Куйбышев", сторожевики "Ураган"
и "Смерч", подводные лодки "Декабрист" и
"Народоволец".
Начальником штаба РККА в циркуляре от 1 июня 1933 года была
сформирована Северная военная флотилия. Местом базирования определён город
Мурманск. Первым командующим флотилии был флагман 1 ранга Захар Закупнев. В то
же время началось строительство нашей первой военно-морской базы в Полярном. В
1935 году боевые корабли флотилии сменили место базирования с Мурманска на Полярный.
С 11 мая 1937 года военно-морские силы на Севере получили
статус Северного флота. Первым командующим Северного флота был флагман 1 ранга
Константин Душенов.
И уже в 1939 году Северный флот получил боевое крещение – он
принимал участие в советско-финляндской войне.
Но основные боевые действия флота пришлись, конечно же, на
Великую Отечественную войну.
В ходе войны Северный флот не дал фашистским захватчикам
реализовать планы по захвату городов Мурманск, Полярный и полуостровов Средний
и Рыбачий, оборонял побережье, сопровождал караваны транспортов, прикрывал
сухопутные войска, высаживал десанты, отправлял на подмогу сухопутному фронту соединения
морской пехоты.
Североморцы героически сражались за свободу и независимость
нашей Родины. И Родина по достоинству их оценила. 85 человек получили звание
Героя Советского Союза, более 48 000 были награждены орденами и медалями.
После войны Северный флот постоянно наращивал свою мощь и в
итоге стал самым мощным из флотов Советского Союза, потеснив Балтийский и
Черноморский флота.
Регионом влияния Северного флота были обширные океанские территории.
Самое мощное и боеспособное соединение флота – 7 оперативная Атлантическая
эскадра осуществляла присутствие наших Военно-морских сил в Атлантике, защищая
интересы нашего государства в регионах Ближнего Востока. Благодаря успешным
действиям 7 ОПЭСК Советский Союз мог отстаивать свои интересы, помогать союзным
государствам и не допускать применения вооруженных сил США и стран НАТО в
регионе своего присутствия.
Фактически Северный флот был символом и гарантом
двуполярного мира. Пока Россия имела боеспособную армию и флот, США и Европа не
могли безнаказанно проводить агрессивную политику по захвату других территорий
и осуществлять планы по расширению своего экономического влияния на весь Мир.
В послевоенный период за самоотверженное выполнение
воинского долга, мужество и героизм 41 североморец получил звание Героя Советского Союза. Северный флот в 1965 году награжден орденом Красного
Знамени.
Страны НАТО прекрасно понимали, какую опасность несет для
них Северный флот и делали все возможное для его уничтожения. В 90-е годы 20-го столетия были реализованы
планы США по развалу СССР. Одним из важнейших условий было названы значительное
сокращение сил ядерного сдерживания, в том числе базирующихся на надводных и
подводных кораблях.
В результате резкого сокращения финансирования, Северный
флот пришел фактически в небоеспособное состояние. Прекращено не только
строительство новых кораблей, но и ремонт находящихся в составе флота. Боевые
дежурства надводного флота в Северной Атлантике прекращены, дежурства атомных подводных
крейсеров сокращены до минимума.
43 дивизия ракетных кораблей, а за ней и 7 ОПЭСК прекратили
свое существование. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» требует постоянного
ремонта ходовой, из кораблей проекта 1144 «Орлан» на плаву остался только «Петр
Великий», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев» списаны.
«Адмирал Нахимов», на котором я имел честь в свое время служить,
отправлен на длительный ремонт в Северодвинск.
В 90-е прошлого века и нулевые этого было сделано все
возможное для того, чтобы наша страна потеряла статус морской державы. Старейшие
и элитные Военно–Морские училища (институты) расформированы, материальная база
уничтожена, опытнейшие преподаватели уволены.
Многие опытные офицеры и мичманы были вынуждены уволиться,
чтобы прокормить собственную семью.
Вместо выделения денег на поддержание собственного
кораблестроения, были подписаны много - миллионные контракты на закупку во
Франции «Мистралей». Какая часть от стоимости этих кораблей попала в карманы российским
чиновниками – об этом можно только догадываться.
10-е годы нашего столетия привнесли некую долю оптимизма в
отношении Российских вооруженных сил в целом и Северного флота в частности. Наконец-то
начали выделяться деньги на строительство новых кораблей и ремонт имеющихся.
В 2013 году подводные силы Северного флота пополнились современными
подводными ракетными крейсерами "Юрий Долгорукий" и "Александр
Невский". А в 2014 году со стапелей сойдет третья АПЛ этого класса
"Владимир Мономах". Всего планируется до 2020 в состав СФ ввести
более 40 боевых кораблей и судов, в том числе 6 многоцелевых ПЛ.
Наконец-то нашлись деньги и на ремонт ТАРКР «Адмирал Нахимов».
В настоящее время ремонтные работы на Северодвинском производственном
объединении «Севмаш» идут полным ходом.
Последние события на Украине, думаю дали еще один повод для
размышлений руководству нашей страны и нашего народа о важности поддержания и
развития боевой мощи государства.
Надеюсь, что тяжелый период в жизни Северного флота
закончился, и он снова встанет на защиту интересов нашей Родины на просторах
Мирового океана.
Твитнуть
0 коммент.:
Отправить комментарий