Адмирал Горшков никак не станет "Викрамадитья"

Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Индийский авианосец "Викрамадитья", уже давно перестраиваемый на российских верфях из авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", вышел в море. Долгие периоды сорванных сроков остаются позади: один из крупнейших военно-технических контрактов России подходит к своему логическому завершению, напоследок готовясь сделать красивую статистику оружейному экспорту за 2012 год.
Последний раз "Горшков" был в море весной 1992 года. С тех пор его жизнь протекала между флотским отстоем и сухим доком завода в Северодвинске, где советский авианесущий крейсер медленно превращался в индийский авианосец.
Затянувшееся ожидание заканчивается: в ночь на 8 июня 2012 года корабль вышел на ходовые испытания. Возможно, это знак того, что "Викрамадитья" (часто использовавшийся титул индийских царей, означающий "в доблести равный богу Солнца") все-таки доблестно выдержит сдвигавшиеся сроки ввода в строй и пополнит индийский флот, как планируется ныне, уже 4 декабря этого года.
Во всяком случае, надежд на это много: тянуть дальше с передачей корабля Дели не хочет никто. Океанский корабль советского флота, невостребованный в своей стране, обретает вторую жизнь в ВМФ южноазиатской державы, "рвущей со старта".
Припозднившийся недоавианосец
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 "Адмирал флота Советского Союза Горшков" - так звали "Викрамадитью" в бытность его российским боевым кораблем. Он был заложен в 1978 году под названием "Баку" (традиционным для авианесущих кораблей советского флота, как правило, получавшим имена в честь столиц союзных республик).
Советские авианесущие крейсера того времени (проект 1143 во всех модификациях) - несерийные дети полумер, крайне медленно перераставшие маленький, "противолодочный" формат, и не спешившие превращаться в носители "конвенциональной" палубной авиации.
На их долю оставались вертолеты и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38, имевшие крайне ограниченные ударные возможности. Зато по традиции на корабли этого класса ставили пусковые тяжелых противокорабельных ракет.
Раздраженная фраза, брошенная еще в начале 1970-х министром обороны Андреем Гречко, - "не мудрите, сделайте как у американцев" - после смерти маршала была забыта окончательно. В результате вместо гипотетического атомного корабля с полноценной ударной авиагруппой были заложены сначала "Новороссийск", а затем и "Баку", унаследовавший концепцию от своих предшественников.
В сущности, первым настоящим авианосцем СССР стал только 1143.5 "Адмирал Кузнецов" (он же "Тбилиси", он же "Рига") - следующий в серии после "Баку"/"Горшкова".
Его младшие братья и вовсе не попали на флот: 1143.6 "Варяг" постоял у стенки, а потом был продан в Китай (где, кажется, все-таки станет боевым кораблем), а 1143.7 "Ульяновск", который должен был стать первым отечественным атомным авианосцем, разобрали на металл прямо на стапеле.
Безальтернативный вариант
1990-е годы трудно назвать удачными для крупных кораблей российского флота. Большую их часть "Горшков" провел в отстое. Его младшие братья вслед за "Варягом" отправились за границу: "Киев" - в Китай, где из него сделали плавучий отель, "Новороссийск" - в Южную Корею для разбора на металл. "Минск" тоже последовал было за "Новороссийском", но потом попал к китайцам и был переоборудован в стационарный развлекательный центр.
А "Горшков" с 1994 года готовили к продаже в Индию. Но в том виде, в котором этот "недоавианосец" пребывал на начало 1990-х, он Дели был не очень нужен - индийцы все-таки хотели заполучить полноценный авианосный корабль.
На подписание первых договоренностей стороны вышли только к 2000 году, однако уже годом ранее "Горшкова" оттащили в Северодвинск, чтобы подготовить к неизбежной кардинальной перестройке.
20 января 2004 года корабль был официально продан ВМС Индии и переименован в "Викрамадитью". Тогда же согласовали и финансовые параметры контракта - первые цифры, но, как выяснилось, далеко не последние.
Подразумевалось, что на приведение корабля в потребный вид истратят без малого миллиард долларов (в том числе надстроив на нем взлетный трамплин). Отдельно шла новая авиагруппа: 16 палубных многоцелевых истребителей МиГ-29К/КУБ (740 миллионов долларов), противолодочные вертолеты Ка-27 и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31.
МиГ-29К ("корабелка" на жаргоне авиастроителей), к слову, на тот момент еще существовал в основном в форме "технического облика" и старой, еще советских времен, палубной версии, на которую этот "облик" еще только надлежало натянуть.
То есть, индийцы фактически заказали разработку машины заново, во всяком случае "борт" - то есть весь комплекс установленного оборудования. Сейчас разработанная по тому контракту "корабелка" не только продолжает поставляться в Индию по новым контрактам (объемом около 1,5 миллиарда долларов), но и закупается авиацией российского флота.
Но авиагруппа оказалась наименее проблемной частью работ на "Горшкове". По первоначальному соглашению авианосец должен был быть сдан в 2008 году, но по мере развертывания модернизации выяснилось, что объем и стоимость переделок были, мягко говоря, недооценены.
На эти просчеты накладывались кадровые сложности: квалифицированных рабочих в российском судостроении не хватало и не хватает категорически, на это наталкивалась и калининградская верфь "Янтарь", задержавшая сдачу фрегатов проекта 1135.6 тем же индийцам минимум на год.
Начался торг за дополнительные соглашения, и индийцы даже на время остановили финансирование достройки. Только под новый 2009 год после подключения "тяжелой артиллерии" в форме визита президента Дмитрия Медведева в Дели удалось сдвинуть переговоры о новой цене корабля с мертвой точки.
Итоговая цена после всех перипетий выросла существенно: до 2,35 млрд долларов, притом Москва длительное время настаивала на суммах от 3 млрд долларов и более. Это вызвало резкое неудовольствие в индийском парламенте и прессе.
Как сообщается, один из индийских адмиралов в ответ на обвинения в непомерном раздутии расходов на "Викрамадитью", в сердцах бросил: "Ну, вот вы, аналитики военные, скажите мне: где я еще могу взять полноценный авианосец за два миллиарда долларов? Только назовите, и я тут же выпишу чек".
И ведь не поспоришь.
Бегом к елочке
Теперь "Викрамадитью" клятвенно обещают сдать до конца 2012 года. Как в Союзе было принято сдавать корабли "под елочку", честно говоря, временами лучше не вспоминать. На "Горшкове" сейчас тоже постоянно что-то то ломается, то лопается, то загорается. То ремонт ведется не совсем так, как хотелось бы, и попадает в поле зрения прокуратуры. Но, конечно, можно понять желание закрыть этот долгоиграющий контракт именно в текущем году.
На такой исход играет и явное намерение российских оборонно-экспортных структур отчитаться об отгрузке корабля заказчику именно по итогам 2012 года, чтобы включить немалую итоговую сумму в общий котел ежегодных доходов от торговли оружием.
Доходы эти за последние годы росли, однако сейчас наметилась тенденция к стабилизации (в основном за счет исчерпания основных источников быстрого роста). А привычка рисовать красивую отчетность никуда не делась, и закрытие контракта 2004 года - хорошее подспорье.
Так что в том, чтобы закончить российскую часть истории "Адмирала Горшкова", вырастающего из крейсера "Баку" в авианосец "Викрамадитья", заинтересовано очень много людей. А неизбежные шероховатости буду сглажены, как говорится, "в рабочем порядке". До елочки или после.













0 коммент.:

Отправить комментарий