День Северного Флота


С Праздником Вас! С Днем Северного Флота!

1 июня - официальный день рождения Краснознаменного Северного флота. Этот день установлен приказом главкома ВМФ РФ от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности".
1 июня 1933 года была сформирована Северная военная флотилия. Местом ее базирования определен город Мурманск.

Но история Северного флота гораздо старше 81 года. Первые боевые корабли появились на севере России, в городе Архангельске еще в 1693 году. По указанию Петра Первого там была заложена Соломбальская верфь. Однако, все построенные корабли уходили на Балтику, и военный флот на Севере тогда не был сформирован.

Но уже в 1740 г. на Севере было создано первое соединение боевых кораблей. Созданная флотилия осуществляла защиту наших рубежей от шведского флота.
Следующей вехой в истории Северного флота стала Первая Мировая война. Для защиты наших караванов была создана флотилия Северного Ледовитого океана. Флотилия просуществовала до марта 1920 г.

1 марта 1920 года создается Беломорская военная флотилия, которая уже в апреле 1920 года преобразуется в  Морские силы Северного моря.
Из-за сложного экономического положения, Советским правительством было принято решение о расформировании Морских сил Северного моря, и с мая 1922 года наш Север остался опять без военного флота.

И только через 11 лет, в 1933 году в Кольский залив прибыли боевые корабли. По указанию наркома обороны СССР, с Балтики на север были отправлены эсминцы "Урицкий" и "Куйбышев", сторожевики "Ураган" и "Смерч", подводные лодки "Декабрист" и "Народоволец".
Начальником штаба РККА в циркуляре от 1 июня 1933 года была сформирована Северная военная флотилия. Местом базирования определён город Мурманск. Первым командующим флотилии был флагман 1 ранга Захар Закупнев. В то же время началось строительство нашей первой военно-морской базы в Полярном. В 1935 году боевые корабли флотилии сменили место базирования с Мурманска на Полярный.

С 11 мая 1937 года военно-морские силы на Севере получили статус Северного флота. Первым командующим Северного флота был флагман 1 ранга Константин Душенов.
И уже в 1939 году Северный флот получил боевое крещение – он принимал участие в советско-финляндской войне.

Но основные боевые действия флота пришлись, конечно же, на Великую Отечественную войну.

В ходе войны Северный флот не дал фашистским захватчикам реализовать планы по захвату городов Мурманск, Полярный и полуостровов Средний и Рыбачий, оборонял побережье, сопровождал караваны транспортов, прикрывал сухопутные войска, высаживал десанты, отправлял на подмогу сухопутному фронту соединения морской пехоты.

Североморцы героически сражались за свободу и независимость нашей Родины. И Родина по достоинству их оценила. 85 человек получили звание Героя Советского Союза, более 48 000 были награждены орденами и медалями.

После войны Северный флот постоянно наращивал свою мощь и в итоге стал самым мощным из флотов Советского Союза, потеснив Балтийский и Черноморский флота.
Регионом влияния Северного флота были обширные океанские территории. Самое мощное и боеспособное соединение флота – 7 оперативная Атлантическая эскадра осуществляла присутствие наших Военно-морских сил в Атлантике, защищая интересы нашего государства в регионах Ближнего Востока. Благодаря успешным действиям 7 ОПЭСК Советский Союз мог отстаивать свои интересы, помогать союзным государствам и не допускать применения вооруженных сил США и стран НАТО в регионе своего присутствия.

Фактически Северный флот был символом и гарантом двуполярного мира. Пока Россия имела боеспособную армию и флот, США и Европа не могли безнаказанно проводить агрессивную политику по захвату других территорий и осуществлять планы по расширению своего экономического влияния на весь Мир.

В послевоенный период за самоотверженное выполнение воинского долга, мужество и героизм 41 североморец получил звание  Героя Советского Союза.  Северный флот в 1965 году награжден орденом Красного Знамени.
Страны НАТО прекрасно понимали, какую опасность несет для них Северный флот и делали все возможное для его уничтожения.  В 90-е годы 20-го столетия были реализованы планы США по развалу СССР. Одним из важнейших условий было названы значительное сокращение сил ядерного сдерживания, в том числе базирующихся на надводных и подводных кораблях.

В результате резкого сокращения финансирования, Северный флот пришел фактически в небоеспособное состояние. Прекращено не только строительство новых кораблей, но и ремонт находящихся в составе флота. Боевые дежурства надводного флота в Северной Атлантике прекращены, дежурства атомных подводных крейсеров сокращены до минимума.
43 дивизия ракетных кораблей, а за ней и 7 ОПЭСК прекратили свое существование. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» требует постоянного ремонта ходовой, из кораблей проекта 1144 «Орлан» на плаву остался только «Петр Великий», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Лазарев» списаны.

«Адмирал Нахимов», на котором я имел честь в свое время служить, отправлен на длительный ремонт в Северодвинск.

В 90-е прошлого века и нулевые этого было сделано все возможное для того, чтобы наша страна потеряла статус морской державы. Старейшие и элитные Военно–Морские училища (институты) расформированы, материальная база уничтожена, опытнейшие преподаватели уволены.

Многие опытные офицеры и мичманы были вынуждены уволиться, чтобы прокормить собственную семью.

Вместо выделения денег на поддержание собственного кораблестроения, были подписаны много - миллионные контракты на закупку во Франции «Мистралей». Какая часть от стоимости этих кораблей попала в карманы российским чиновниками – об этом можно только догадываться.

10-е годы нашего столетия привнесли некую долю оптимизма в отношении Российских вооруженных сил в целом и Северного флота в частности. Наконец-то начали выделяться деньги на строительство новых кораблей и ремонт имеющихся.

В 2013 году подводные силы Северного флота пополнились современными подводными ракетными крейсерами "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский". А в 2014 году со стапелей сойдет третья АПЛ этого класса "Владимир Мономах". Всего планируется до 2020 в состав СФ ввести более 40 боевых кораблей и судов, в том числе 6 многоцелевых ПЛ.
Наконец-то нашлись деньги и на ремонт ТАРКР «Адмирал Нахимов». В настоящее время ремонтные работы на Северодвинском производственном объединении «Севмаш» идут полным ходом.

Последние события на Украине, думаю дали еще один повод для размышлений руководству нашей страны и нашего народа о важности поддержания и развития боевой мощи государства.
Надеюсь, что тяжелый период в жизни Северного флота закончился, и он снова встанет на защиту интересов нашей Родины на просторах Мирового океана. 













0 коммент.:

Отправить комментарий